Новые китайские стереотипы

Среди причин, породивших столь масштабное проникновение на отечественный рынок строительных материалов, конструкций, машин и механизмов «made in China», фантастическая гибкость стройиндустрии Китая, молниеносно внедряющей у себя мировые новинки. Доступные по цене предложения позволили китайским производителям внедриться практически во все сферы строительного бизнеса – от поставок бетона и цемента до оборудования с ЧПУ.

В 2006 году общий товарооборот между двумя нашими странами достиг 33,4 млрд долларов, что почти в 8,5 раз больше показателя 1989 года. Но многие специалисты говорят, что сегодняшний объем экономического обмена между Китаем и Россией гораздо ниже уровня экономических возможностей двух стран и их потенциальной взаимодополняемости. Несмотря на транспортную составляющую, увеличивающую себестоимость товаров на 30–40%, каждый год растут объемы и ассортимент китайских поставок.

По данным Комитета по внешнеэкономическим связям Петербурга, в I полугодии 2007 года товарооборот Санкт-Петербурга с Китаем вырос на 67% по сравнению с I полугодием 2006 года и достиг 1418 млн долл. США. Рост товарооборота обеспечен ростом импорта. Импорт увеличился в 2,5 раза и составил 1364 млн долл. США. Главные статьи экспорта и импорта – электрооборудование, продукция машиностроения и судостроения.

Строительные материалы

Из Китая в Россию осуществляются поставки цемента различных марок, например, марок 42.5, 52.5, бетона, всевозможных стеновых материалов. Через компании-дилеры и напрямую производители предлагают широкий ассортимент сэндвич-панелей, а также стекло, сталь, стальной лист, трубы, фланцы, клапаны, фитинги. В огромном перечне предложений можно найти ксилитоволокнистый лист КВЛ, стекломагниевый лист (СМЛ) – универсальный листовой отделочный материал на основе стружки, стеновые панели «Ханьи» одноименного предприятия – новейшая разработка последних лет в области легких стройматериалов с внутренним слоем из алюминизированной бумаги, отражающей и сохраняющей тепло. Есть как традиционные материалы, так и оригинальные инновационные решения.

По данным объединения предприятий строительной промышленности КНР, предоставленных нашему журналу российской консалтинговой компанией Optim Consult из г. Гуанчжоу (КНР), так выглядит TOP 10 строительных материалов, экспортируемых из КНР в РФ:

  • · цемент,
  • · бетон,
  • · керамогранит,
  • · сантехника,
  • · натуральный и искусственный камень и изделия из него,
  • · лакокрасочные материалы,
  • · стеклянные и другие плавленые материалы,
  • · арматура,
  • · дверные и оконные конструкции,
  • · стеновые панели.


– Поставки цемента ежегодно с 2005 года возрастают в 2– 2,5 раза и в 2007 году составили 30 млн долларов, – комментирует генеральный директор консалтинговой компании Optim Consult Евгений Колесов. – А если учесть, что это лишь 4% от всего китайского импорта цемента, то можно оценить, каков потенциал китайских производителей. Годовой прирост поставок бетона еще более впечатляющий – с 1,4 до 5,2 млн долларов. Около 70 млн долларов составили объемы годового импорта стекла и стекломатериалов, 62 млн – керамогранита, на 48 млн в 2007 году вывезено из Китая в РФ материалов из натурального и искусственного камня. Большой годовой прирост показали поставки арматуры, увеличившись с 7 в 2006-м до 24 млн долларов в 2007 году.

Процесс в деталях

Китайская продукция из керамики, по данным аналитиков Optim Consult, теснит на рынке традиционных российских партнеров. Большие залежи сырья пластичной иллитовой и рассыпчатой мелкодисперсной каолиновой глины, развитая промышленная инфраструктура, недорогая рабочая сила, широкий ассортимент продукции, выпускаемой китайскими заводами, конкурентоспособная цена – все это позволило Китаю выйти на третье место в мире по производству керамогранита.

Согласно данным Государственного статистического бюро КНР, в 2006 году объем производства керамогранита превысил 5 млрд кв. м, и уже за первое полугодие 2007 года он опередил показатели за аналогичный период 2006 года более чем на 30%.

Постоянно растут поставки в Россию. За четыре года в денежном выражении оборот вырос почти в 10 раз. Такая тенденция роста обусловлена, по мнению специалистов Optim Consult, конечно, и бурным развитием строительной отрасли России, с одной стороны, и несимметричным ответом отечественного рынка стройматериалов на этот бум. И если наши производители еще раскачиваются, то экономическое чудо Китая преподносит нашему рынку массу выгодных по цене предложений.

Но если до поры китайских производителей устраивало положение мировых поставщиков дешевых материалов, то сегодня они уже заявляют о своем желании сменить занимаемую раньше нишу и перейти к производству продукции более высокого класса.

Строительная техника

По производству строительной техники Китай сегодня занимает лидирующее место в мире. Предприятия Поднебесной выбирают самые ходовые и надежные модели ведущих мировых производителей – Volvo, Катерпиллер, Kobelko и на их основе разрабатывают свои. Так действует, например, предприятие – производитель дорожной строительной техники «ЧинГон Констракшен», официальным представителем которого в Петербурге является компания «Специальная промышленная техника».

– Пока доля китайских производителей в общем объеме поставок иностранной строительной техники составляет не более 10 % , – говорит генеральный директор компании «Специальная промышленная техника» Константин Ефремов. – Но популярность ее растет – поскольку при неплохом качестве даже с учетом транспортных издержек машины китайского производства в 1,5 дешевле тех, что продаются под западными брендами. За год со дня основания нашего представительства мы продали 70 дорожно-строительных машин.

Основная проблема, с которой сталкиваются все поставщики техники из Китая, это устоявшийся стереотип о сомнительном качестве китайских товаров. И производители, и дилеры стараются эту проблему решать. Российские специалисты создают в Китае свои постоянные представительства, контролируют закупки, технологические процессы, качество, упаковку и доставку. И совместные действия дают результаты. Кроме того, создали собственную сервисную службу. Сейчас мы уже рассчитываем, что сможем ежегодно на 30% увеличивать розничную продажу экскаваторов, погрузчиков, дорожных катков и грейдеров.

Экспорт в Россию всех видов тяжелой техники также находится в фазе постоянного роста. Причем год от года объем поставок растет в разы, – подчеркивают специалисты Optim Consult. Доля экспорта в Россию, например, по такому виду, как самосвалы, составила в 2007 году треть от всего объема экспорта Китая, а в денежном эквиваленте – более 92 млн долларов.

Новое китайское качество

Китайские предприятия, захватившие большинство рынков за счет низких цен, сегодня готовы конкурировать с немецкими, итальянскими, испанскими, бразильскими и, конечно, отечественными производителями не только в нише низкого и среднего качества, но и в нише класса «премиум».

И путь изменения качественных показателей – единственный. Достигается это, прежде всего, за счет модернизации и совершенствования производственного процесса. Нельзя не учитывать экономически обусловленное желание китайских производителей перейти от дешевой продукции к более дорогой.

Широко распространена практика, когда российские партнеры вывозят на китайские предприятия специалистов по сертификации для проведения исследования на производстве. Создают в Китае постоянно действующие лаборатории, контролирующие соблюдение технологических процессов и качество выпускаемой продукции.

Идет постоянный мониторинг производства, начиная с изготовления опытных образцов. Взяты под контроль логистика и экспедиционные процессы, внедряются международные стандарты качества. И если производителям с помощью всех этих мер удастся отстоять свою репутацию, экспансия поставок из Китая будет нарастать.

 

Статья опубликована по материалам с сайта stroypuls.ru